Радикальный разум: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Радикальный «разум»: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Поделиться

В психологии огромное количество различных терминов и понятий, не совсем понятных далеким от занятых в данной сфере людям. Подобные выражения звучат достаточно загадочно, и довольно-таки часто кажется, что за определенной терминологией скрывается нечто весьма сложное.

Безусловно, на деле все гораздо проще и за научными терминами обычно скрываются простые и известные процессы, явления, нередко наблюдаемые в обычной жизни. Как раз к таким понятиям относится «оперантное обусловливание». Что представляет собой радикальный разум? В чем особенности формирования поведения человека?

Что такое оперант?

Оперант – термин, состоящий из сочетания двух слов, первое – является ключевым в понимании истинного значения. Происходит оно от латинского operatio, что означает «действие», «оказываемое влияние».

Что такое оперантное обусловливание?

Оперантное обусловливание достаточно часто называемое инструментальным обусловливанием, представляет определенный метод обучения, подразумевающий использование вознаграждения и наказания за конкретное поведение.

Откуда Скиннер черпал идеи?

Беррус Фредерик Скиннер учился в Гарварде, где познакомился с Фредом Келлером, в то время изучавшим поведение. Павлов и Ватсон оказали влияние на его карьеру, поскольку считали, что психология должна быть наиболее экспериментальной, эмпирической, отбрасывая детальный и углубленный психоанализ.

Во что верил Скиннер и что конкретно придумал?

У Скиннера возможно ясно увидеть радикальный бихевиоризм, предполагающий, что за возникновение человеческого поведения ответственны не внутренние психические процессы, а внешние и измеримые факторы. Психологические гипотезы должны оцениваться исключительно через объективные доказательства. Конечно частные психические процессы не порождают поведения, но Скиннер не отрицает их существования.

Скиннер предлагает оперантное поведение, являющееся типом поведения организма в естественной среде при обучении. Из данной концепции он развил собственную теорию оперантного обусловливания, где говорится: учитывая оперантное поведение организмов, они сталкиваются со стимулами, называемыми подкрепляющими, формирующие определенный тип поведения.

Поведение, подталкивающее развитие положительно подкрепляющего стимула, вызывает повышенную вероятность аналогичного поведения в будущем. Эффект называется усиление.

Если перестанем давать подкрепляющий стимул, скорее всего, произойдет угасание оперантного обусловливания. Поведение, не развивающее подкрепляющий стимул, снижает вероятность формирования или повторения в будущем.

Отрицательный стимул противоположен подкрепляющему. К примеру, заметил неприятное или болезненное. Поведение, провоцирующее аверсивный стимул, приводит к уменьшению вероятности возникновения подобного эффекта в будущем. Известно, как наказание.

Если негативный стимул будет устранен до произошедшего, получим негативное подкрепление. Поведение, подталкивающее неблагоприятный стимул, приводит к уменьшению вероятности подобных действий в перспективе.

За поведением следует следствие. Природа следствия изменяет склонность организма повторять поведение в будущем.

Какая разница между классическим и оперантным обусловливанием?

Скиннер дистанцировался от другого типа обусловливания, называемого классическим. Классический тип был теорией, используемой его сверстниками и предшественниками. Оба типа обусловливания меняют поведение, но не изменяют идентичный тип поведения и не используют аналогичные методы исследования и анализа.

В классическом обусловливании неврологический стимул становится ассоциированным рефлексом. Пример: звук колокольчика вызывает слюноотделение. Простое врожденное поведение вызывает неизбежную реакцию на изменение ситуации в окружающей среде.

Сочетание факторов стимул-реакция. Поведение внутреннее и врожденное.

В оперантном обусловливании поведение человека является продуктом оперантного подкрепления. Пример: человек дергает за рычаг и получает еду.

Получается вовсе не отражение. Субъект должен выполнить действие, чтобы получить что-то взамен.

Поведение является внешним, поскольку влияет на мир вне человека. Взаимосвязь поведения имеет эффект, увеличивающий вероятность, что в аналогичных условиях снова появится то же самое. Его можно упростить как стимул-реакция-следствие.

Как часто происходит обусловливание поведения?

Скиннер описал графики подкрепления, предназначенные для обусловливания поведения:

  • Непрерывное подкрепление: каждый раз, когда желаемое действие завершено, дается вознаграждение за дальнейшее подкрепление данного поведения. Самый быстрый способ научить поведению.
  • Частичное подкрепление или прерывистое: субъект не получает подкрепления каждый раз, демонстрируя желаемое поведение. Расписания подразделяются на две категории: фиксированные или переменные и интервальные или пропорциональные.
  • Интервал означает, что расписание основано на времени между подкреплениями.
  • Соотношение означает, что расписание основано на количестве ответов между подкреплениями.
  • Фиксированное означает, что количество времени или ответов между подкреплениями установлено и не меняется.
  • Переменная означает, что количество времени или число не установлено и изменяется.

Возможно смешивать поведение, чтобы получить разные графики подкрепления.

  • Фиксированное соотношение: существует взаимосвязь между тем, сколько раз выполняется действие, необходимое для получения вознаграждения.
  • Фиксированный интервал: в определенное время нужно выполнить желаемое действие, чтобы получить награду.
  • Переменный интервал: случайным образом изменяет время, когда должны выполнить действие, чтобы получить награду.
  • Переменное соотношение: подкрепление доставляется после непредсказуемого количества ответов.

Что возможно сделать с оперантным обусловливанием?

Исследовательские работы о принципах обучения являются отправной точкой, где разработаны многочисленные технологии поведенческой инженерии. Благодаря технологии возможно решать огромное количество проблем в клинической, образовательной, общественной и организационной областях, здравоохранении, спорте, неотложных состояниях, геронтологии и психопатологии, с высокими показателями эффективности. Следует отметить, что субъектами вмешательства могут быть как отдельные лица и пары, так и социальные и семейные группы.

Среди многочисленных доступных техник существуют методы управления непредвиденными обстоятельствами и живого воздействия (положительное подкрепление, формирование, угасание, положительное и отрицательное наказание, переполнение, экономия жетонов и т.д.), обучение саморегуляции компетенций (самоконтроль, управление тревогой, социальные навыки и т.д.) и рациональной реструктуризации (разрешение конфликтов, принятие и приверженность, самообучение и т.д.).

Отдел клинической психологии психиатрической ассоциации достаточно давно оценивает эффективность психологических методов лечения. Исследования показывают значительное преобладание поведенческих техник в эмпирически подтвержденных руководствах по лечению.


Поделиться
Как сохранить собственные мечты и добиваться поставленных целей: ТОП-6 полезных советов психолога Previous post Как сохранить собственные мечты и добиваться поставленных целей: ТОП-6 полезных советов психолога
ТОП-5 привычек характеризующих чувствительного и сильного человека Next post ТОП-5 привычек характеризующих чувствительного и сильного человека