Психология дизайна: в чем заключается магия методов

Психология дизайна: в чем заключается магия методов

Поделиться

Работа по проектированию системы непростая. Когда человек гуляет, едет на велосипеде или просто наливает стакан воды во время перерыва, в уме могут возникнуть идеи или афоризмы. Как правило, путь к успеху лежит через проверенный метод.

Существует огромная масса методов: методы научных исследований, используемых специалистами в проектных работах; методы, используемые строителями в процессе проведения ремонтных работ; методы онлайн-обучения, повышающие эффективность получения необходимых знаний и навыков; методы системного мышления, позволяющие решить определенные трудности в работе и жизни.

Существует множество методов, чтобы помочь людям в работе по проектированию систем. Возможно упомянуть о Гарри Стэке Салливане и Джеффри Массоне, а также о проблеме «психиатрии»: как спроектировать систему межличностных отношений, наиболее эффективно помогающую людям своевременно адаптироваться к всевозможным жизненным трудностям.

Возможно предположить, что способность системы сочувствовать и помогать является критическим вопросом, позволяющим подойти к разработке решения проблемы проектирования. «Путь к успеху лежит через метод» побуждает к дальнейшим размышлениям относительно методов проектирования.

Магия методов

Обратимся к прекрасной книге, написанной Майклом Джексоном, имеющей весомое название «Критическое системное мышление и управление сложностью». В книге представлен ряд методов системного мышления и проектирования для работы в контексте технической сложности (исследование операций, системная инженерия), сложности процесса (метод авангарда), структурной сложности (системная динамика), организационной сложности (организационная кибернетика и модель жизнеспособных систем), сложность людей (выявление и тестирование стратегических предположений, интерактивное планирование, методология мягких систем) и принудительная сложность (командная синергия и эвристика критических систем ).

Конечно, перечисленные методы не «отделимы» друг от друга – их можно комбинировать. Например, размышляя о «проблеме психиатрии», рассматривая, в частности, длинные очереди на получение психиатрической помощи и плохие оперативные возможности службы здравоохранения в регионе, можете применить метод «Авангард», чтобы понять и оптимизировать процесс оказания психиатрической помощи: направление, диагностика, лечение и последующее наблюдение.

Можете применить анализ и тестирование стратегических предположений, чтобы понять потенциально противоречивые предположения относительно предоставления услуг с точки зрения различных заинтересованных сторон. Возможно опираться на собственный анализ «Авангард» и использовать методы исследования операций: математически моделировать очереди, запасы, распределение, замену и проблемы координации.

Можете использовать методы системной динамики для анализа потребностей в финансах и человеческом капитале в будущем, моделируя влияние демографических изменений.

Внимательно изучив инфраструктуру и конкретные организации в регионе, можете использовать линзу модели жизнеспособных систем для отображения и анализа жизнеспособности организационных структур и операционной деятельности в сотрудничестве с передовым персоналом, руководством, а также региональными и национальными лидерами в области психического здоровья, работая над оптимизацией жизнеспособных организационных моделей.

Работая с людьми над серией взаимосвязанных дизайн-проектов, можете участвовать в том, что Майкл Джексон называет мультиметодологией критических систем, то есть когда применяете несколько методов по мере необходимости для изменения систем и услуг в области психического здоровья. Можете заниматься нестандартным мышлением или поведением «следовать за лидером», когда вносите некоторые изменения, которые мало кто глубоко обдумывал.

Возможно включать расплывчатое мышление, когда лидеры выступают за общесистемные изменения в службах охраны психического здоровья на основе данных, полученных в результате ряда «многообещающих» рандомизированных контролируемых испытаний, в сочетании с расплывчатой ​​схемой реализации, формулирующей практические соображения в узком наборе контекстуальных факторов.

Поначалу все может показаться немного пугающим для психологов, как правило, практически не имеющих дисциплинарной подготовки по любому из предоставленных методов, но мультиметодология критических систем открыта для изучения. Действительно, реально начать методологическую подготовку в программах бакалавриата по психологии. В нескольких программах на групповом уровне можно естественным образом начать наблюдать кумулятивный рост диапазона доступных методов.

По подсказке Гарри Стэка Салливана возможно утверждать, что задача проектирования требует участия множества разных «личностей», в частности, разных людей, обладающих множеством различных методологических «навыков» и связанных с ними «поведенческих репертуаров».

Естественно, «личности» не изолированы и не должны быть изолированы от межличностных отношений друг с другом. Вместе, по мере роста методологических навыков появляется потенциал для разработки «психиатрии» как системы межличностных отношений, помогающей людям адаптироваться к различным жизненным проблемам. В конечном счете, методы проектирования систем определяют методы реализации и работы – практику на местах, то, как помогают людям, нуждающимся в помощи.

Группа больше, чем метод

Зачастую возникают обычные проблемы: дисциплинарная подготовка слишком узка; дисциплины работают обособленно, используя разные методы; а трансдисциплинарные системные методы, включая описанные Майклом Джексоном, не имеют места ни в одной из дисциплин и бродят по домам в поисках друзей и партнеров. Тем временем заинтересованные стороны задаются вопросом, что делаем и какого прогресса добиваемся.

Психологии как дисциплине, как и другим наукам, просто необходимо немного расширить кругозор. С растущей уверенностью и навыками, возможно коллективно экспериментировать с мультиметодологией критических систем. Не потребуется много времени, чтобы увидеть, как все сочетается друг с другом – реально увидеть естественное расширение способностей к критическому мышлению и искусному использованию инструментов. Увидеть группу, а не отдельных лиц – намного лучше. Реально увидеть синергию и новые возможности для партнерства. Открыть потенциал для развития коллективного разума, коллективной способности решать «проблемы психиатрии» и другие связанные с ними социальные проблемы.

Конечно, расширяясь вовне, реально также увидеть контекст, где работать. Человек видит больше, чем исключительно «проблемная ситуация». Видит всех людей, действующих внутри, поперек, над и за пределами проблемной ситуации. Видит глубокую истину в отношении метода, действие мультиметодологии происходит внутри действия групповой динамики. Область групповой динамики приобретает все большее значение.

Обращаем внимание на групповую динамику, но, пожалуйста, продолжайте узнавать больше о системном мышлении и методах проектирования, потому что афоризм по-прежнему верен, путь к успеху лежит через метод. Теперь точно знаем, что методы работают только в той мере, в какой использующая метод группа функционирует. Группа больше, чем метод.


Поделиться
Психология дизайна: редизайн системы, принципы процесса проектирования Previous post Психология дизайна: редизайн системы, принципы процесса проектирования
Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика Next post Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика