Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика

Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика

Поделиться

Кто был подростком в 1980-х годах, молодежная комедия «Выходной день Ферриса Бьюллера» стала классикой по многим причинам. Будучи подростками, люди могли относиться к душной школьной среде, от которой Феррис Бьюллер стремился сбежать, и все хотели выходной. Феррис усердно работал с умом, чтобы устроить отличный выходной из школы. Люди восхищались его непринужденным отношением к приключениям, умелым обращением с гаджетами и компьютерами, а также способностью ладить со всеми.

Феррис предложил простую версию осознанности, проиллюстрированную в начале и конце фильма: «Я уже говорил раньше и скажу еще раз. Жизнь движется довольно быстро. Вы не останавливаетесь и не оглядываетесь время от времени, и можете пропустить все».

Действительно, ежедневно жизнь движется еще быстрее. Вывод и обмен информацией ускорились. Количество приложений, гаджетов и «систем», используемых для управления сложной информацией и жизненными проблемами, ошеломляет. Философия Марка Цукерберга «двигайся быстро и ломай вещи» кажется странной людям, выросшим в семьях, где мать регулярно напоминала «не ломать вещи». Маниакальный темп дизайна «подрывных технологий» кажется немного разрушительным и, конечно же, мир далеко от расслабленного подхода Ферриса Бьюллера к дизайну жизни.

Работа по проектированию системы непроста. Потому что работа по проектированию систем требует системного мышления, а системное мышление требует времени. Некоторые люди говорят, что эпоха «двигайся быстро и ломай вещи» закончилась. Действительно ли все кончено? Нужно остановиться. Нелегко замедлить работу и разработать наиболее совершенные системы, когда все бегают, отвлекаясь, в поисках «новых способов прорыва». Стремление «двигаться быстро и внедрять инновации» всегда присутствует, даже если думаете, что ничего не ломаете.

Возможно, людям действительно нужно больше скорости и меньше спешки. Вероятно, по мере того, как люди переходят от «ломания вещей» к совместной работе по разработке систем качества, следует помнить слова Мицуё Маэды: «Медленно – значит гладко. Гладкость – быстро». Процесс проектирования системы качества может показаться медленным, но все гораздо быстрее, чем один поспешный беспорядок за другим. Критическая масса людей должна замедлиться вместе, чтобы эра «двигайся быстро и ломай вещи» действительно закончилась. Процесс включает в себя изменение культуры, а кардинальные или незначительные изменение культуры требует времени.

Медленное изучение и применение методов проектирования системного мышления может помочь группам. А групповые фасилитаторы могут помогать группам. Фасилитаторы способны помочь проектным группам применять методы системного мышления и групповую динамику, связанную с применением методов.

Замедление часто является хорошим началом. Оно позволяет группам испытать что-то вроде момента «расширенного сейчас», о котором говорит Экхарт Толле. Проектная группа может начать осознавать реальность, что социальные системы сложны и существуют много элементов, которые необходимо учитывать. Очевидно, люди задумываются, особенно принимая процесс системного мышления, но не хотят замедляться и откладывать время, необходимое для разработки системного мышления.

Вспомнив Майкла Джексона и его замечательную и познавательную книгу «Критическое системное мышление и управление сложностью» и все методы системного мышления, чтобы справиться с технической сложностью (исследование операций, системная инженерия), сложность процессов (метод авангарда), структурная сложность (системная динамика), организационная сложность (организационная кибернетика и модель жизнеспособных систем), сложность людей (выявление и тестирование стратегических предположений, интерактивное планирование, методология мягких систем) и принудительная сложность (командный синтез и эвристика критических систем).

Один метод может пополнить список – интерактивное управление (Interactive Management) (IM), метод прикладного системного мышления, разработанный Джоном Уорфилдом. Специалисты использовали метод Уорфилда в ряде проектов, в том числе в проектах по разработке технологий. Они объединили IM с методами проектирования, основанными на сценариях. Понимая, что методы не «отделимы» друг от друга, их можно с пользой комбинировать. Фасилитаторам групп необходимо продолжать изучать новые методы и помогать проектным группам продумывать оптимальный синтез методов для поддержки проектной работы.

Пробовать новые методы – большая радость. Конечно, радость проявляется, пусть даже на короткие мгновения, в контексте сложной групповой динамики. Давайте теперь войдем в сложное пространство.

Войдите в группу, включитесь в динамику

Учитывая требуемое качество коммуникации и совместных действий, применение методов проектирования системного мышления часто предполагает работу с небольшими группами (5-20 человек). Методы способны масштабироваться для крупных групп (организаций, сообществ), а влияние совместных проектов системного мышления может масштабироваться до воздействия на глобальном уровне. Независимо, что думаете о продуктах, стоит отметить, что сообщество «двигайся быстро и ломай вещи» часто по сути состоит из относительно небольших команд дизайнеров. Когда они продвигают разработки в мир, глобальное влияние одного из дизайнов «может быть немного разрушительным».

Независимо от выбранной методологии проектирования системы, важно отметить: группы будут иметь разный уровень прошлого опыта совместной работы, и независимо от размера сообщества, работающего вместе, динамика малых групп всегда встроена в динамику больших, влияющих на функционирование и влияние на общество.

С точки зрения групповой фасилитации, учитывая процессную направленность системного мышления и работы по проектированию, возможно провести различие между ближней и дистальной групповой динамикой. Динамикой, проявляющейся в ближайших взаимодействиях между членами группы во время фазы групповой работы с системным мышлением и широкой предшествующей, контекстуальной, переходной и послесессионной групповой динамике, в рамках которой происходят взаимодействия групповой работы с системным мышлением.

Поскольку переходим к разговору о групповой динамике, следует прояснить: книга Майкла Джексона «Критическое системное мышление и управление сложностью» – блестящая книга. Но во время чтения можно заметить интересный пробел: в книге меньше говорится, как облегчить группам использование методов проектирования системного мышления. Тип «интересного пробела», возможно, заметный только фасилитатору группы.

Роль фасилитатора группы часто игнорируют, но она является важной. Все зависит от подхода, но применение методов системного мышления в групповом дизайн-проекте обычно предполагает работу с фасилитатором, а иногда и с командой фасилитаторов. Фасилитатор(ы) тесно сотрудничают с группой экспертов и заинтересованных сторон, помогая им применять методы таким образом, чтобы соответствовали цели.

С точки зрения групповых фасилитаторов, следующих методу Уорфилда: команда фасилитаторов фокусируется исключительно на методе и процессе. Поэтому специалисты занимают любопытную, рефлексивную и нейтральную позицию по отношению к содержанию системного мышления. «Содержание» работы по проектированию системы является исключительно продуктом заинтересованной стороны и экспертной группы.

В то время как большая часть квалифицированного участия команды фасилитаторов сосредоточена на поддержке групп в применении методов системного мышления, фасилитаторам также необходимо понимать, отслеживать и управлять непосредственной динамикой групповой работы, разыгрывающейся внутри группы во время применения метода. А фасилитаторам необходимо понимать, отслеживать и управлять наиболее отдаленной групповой динамикой.

Она включает предшествующую, контекстуальную динамику, влияющую, как сеансы системного мышления проводятся и организуются до групповой работы. Он включает динамику перехода, влияющую на объединение группы и ее начальное продуктивное функционирование. Также включает в себя групповую динамику после сеанса, влияющую на текущий процесс системного мышления и проектирования и результаты.

Разберем различные этапы работы по мере продвижения вперед. Основная причина такой широкой линзы анализа и участия, когда фокусируемся на дальней групповой динамике в дополнение к проксимальной групповой динамике, заключается в том, что довольно часто команды фасилитаторов являются частью проекта на длительный период времени.

Таким образом, команда фасилитаторов должна удерживать внимание на групповой фасилитации принципиальным и информированным образом, чтобы послужило хорошей основой для продуктивной и успешной работы группы. В целом, подразумевает понимание различных, но перекрывающихся аспектов групповой динамики на разных этапах работы с группой. Этапы могут различаться в зависимости от используемого метода, но проектная работа системного мышления имеет тенденцию иметь продолжительность, простирающуюся от месяцев до лет, а в некоторых случаях даже десятилетий.

Предшествующая и контекстуальная динамика

Отметим несколько ключевых соображений в отношении предшествующей и контекстуальной динамики. Сосредоточимся на ключевых аспектах групповой динамики, относящихся к инклюзивности и идентичности, силе и структуре.

Следует отметить, в процессе работы делаем две вещи. Во-первых, анализируем существующую литературу по эмпирической групповой динамике, чтобы понять типы динамики, наблюдаемые в разных контекстах исследования. Во-вторых, анализируем локальную проблемную ситуацию, пытаясь понять действующую групповую динамику, а также работаем над прогнозированием и планированием различных групповых динамик, возможно проявляющихся, когда группы собираются вместе для совместной проектной работы.

Прежде чем пригласить группу для участия в сеансе проектирования системного мышления, нужно сделать домашнее задание и заранее спланировать. Любопытная, вдумчивая и нейтральная позиция по отношению ко всем аспектам участия, анализа, планирования и имитации групповой работы сохраняется на протяжении всей работы, до начала, в процессе и в последующей работе с группой.

Для начала нужно понять динамику включения и идентичности. Понимание часто начинается с процесса картирования экосистемы заинтересованных сторон и экспертов. Подход крайне важен, если хотите разработать действительно совместный процесс, включая ключевые заинтересованные стороны и экспертов. В данном контексте фасилитатор группы должен понимать последствия инклюзии, исключение на групповое поведение, влияние групповой идентичности на поведение и межгрупповые взаимозависимости, включая внутреннюю и внешнюю динамику группы.

Ключевые задаваемые вопросы могут включают:

  • Есть ли четкое представление о заинтересованных сторонах и группах заинтересованных сторон, для которых решаемая проблема имеет непосредственное отношение?
  • Есть ли понимание ключевых групп экспертов и областей знаний и навыков, имеющих отношение к решению проблемы?
  • Есть ли понимание, как различные групповые идентичности влияют на восприятие проблемной ситуации?
  • Есть ли понимание, как люди с разной групповой идентичностью воспринимают друг друга и ведут себя по отношению друг к другу?
  • Есть ли информация об истории включения и исключения различных групп заинтересованных сторон и экспертов в контексте прошлых усилий по решению проблемы, а также о влиянии динамики включения/исключения на текущий опыт и поведение внутри групп и между ними?
  • Можете ли воспринимать и предвидеть межгрупповые взаимозависимости, важные для моделирования как текущего состояния системы, так и будущих преобразований системы?

Критически важным для посредничества и планирования групповой работы с системным мышлением является понимание динамики власти, включая групповую динамику, связанную со статусом, соответствием и использованием власти, и распределением внутри и между группами заинтересованных сторон и экспертов.

В то время как системно мыслящие фасилитаторы должны управлять и контролировать равенство вклада и влияния во время групповой работы, им необходимо понимать, как динамика власти влияет на групповую активность и производительность на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Ключевые вопросы здесь включают:

  • Как различия в статусе и полномочиях между членами группы могут повлиять на общение и совместное участие во время сеанса системного мышления и во время последующей работы по внедрению системного дизайна?
  • Есть ли понимание истории соответствия между группами и членами, и можете ли смоделировать, как прошлые и настоящие динамики повлияют на будущее использование энергии и динамику распределения власти, предлагающиеся как часть изменения системы?

Важно отметить, всестороннее понимание инклюзивности, идентичности и динамики власти не может быть достигнуто без понимания структуры группы, включая роли, нормы и сетевую структуру. Погружение в рабочий контекст групп необходимо, чтобы понять конкретную динамику игры. Члены группы фасилитаторов часто используют в данном контексте слово «погружение», поскольку оно подчеркивает, как глубину рефлексивного взаимодействия, так и время, необходимое для развития понимания групп и их организаций до объединения заинтересованных сторон и экспертов.

Работа над проектом проектирования систем часто начинается с предположения, что будут установлены партнерские отношения между заинтересованными сторонами, экспертами и группами внедрения. С наивной точки зрения их можно было бы принять за «данность», но партнерства действуют в рамках многочисленных групповых структур и организаций, часто действующих с разными нормами, в разнообразном ролевом ландшафте и с набором сильных и слабых сетевых связей внутри и между группами и организациями. Понимание общей структуры групп в данном ландшафте важно для эффективного группового фасилитации.


Поделиться
Психология дизайна: в чем заключается магия методов Previous post Психология дизайна: в чем заключается магия методов
Психология дизайна: лидерство и динамика перехода Next post Психология дизайна: лидерство и динамика перехода