Психология дизайна: лидерство и динамика перехода

Психология дизайна: лидерство и динамика перехода

Поделиться

Лидеры имеют хорошее представление о появляющихся трудностях в группах, команде в процессе работы. Необходимо понимать групповую динамику, если цель состоит в помощи группам, занимающимся проектированием систем. Понимание групповой динамики может облегчить работу по проектированию системы. Сосредоточимся на динамике перехода.

Переход

Фасилитатор группы, работающий с несколькими группами в различных проектах, должен чувствовать себя комфортно с переходами.

Представьте трехлетний проект, где работаете с заинтересованными сторонами и экспертами над созданием платформы открытых данных, позволяющей гражданам и государственным администраторам эффективно использовать открытые данные при решении различных национальных и местных проблем. Главная цель – помочь группе, когда они будут заниматься проектированием системы. Команде необходимо собраться вместе, чтобы понять задачи проектирования и разработать конкретные требования для оптимального проектирования системы.

Динамика перехода разворачивается с момента, когда развили начальное понимание проблемы проектирования, до момента, когда встретитесь с группой, чтобы облегчить работу по проектированию системы.

Во время перехода фасилитатор сосредоточен на:

  • лидерстве,
  • формировании группы,
  • динамике влияния.

Лидерство и динамика перехода

Лидерство всегда важно. При работе с группами часто используют метод совместного проектирования системы, разработанный Джоном Уорфилдом. В классической работе Уорфилд предложил три функции и 12 элементов (включая лидерство), которые необходимо координировать при проектировании системы:

  1. По словам Уорфилда, вспомогательная функция имеет решающее значение для создания (1) команды, использующую конкретную (2) методологию для решения социальной проблемы. Вспомогательная функция включает в себя (3) спонсора, контролирующего (4) средства и проявляющего достаточный интерес к (5) идеям, относящимся к конкретной (6) общественной проблеме.
  2. Функция реализации включает в себя координацию между (7) заинтересованными сторонами в социальной проблеме и (8) исполнителями, решающими действовать и осуществлять предлагаемые действия на основе (9) результатов работы по проектированию системы.
  3. Функция управления включает в себя (10) лидерство в определении вопросов, на которых следует сосредоточиться, и (11) планирование и разработку сценария на будущее, где, в конечном счете, «путем (12) посредничества между участвующими суверенными организациями, включая: спонсора, команду, заинтересованные стороны и исполнителей; планы, включающие в себя результаты исследования проблем, преобразуются в результаты в обществе».

Фасилитаторы групп тесно сотрудничают с лидерами. Лидеры будут иметь представление о проблемах группы и уникальное понимание работающей команды. Однако, как правило, они не понимают системного мышления и методологий проектирования.

Фасилитатор группы часто выступает в роли учителя/преподавателя, объясняя спонсорам/брокерам/руководителям, что можно сделать и сколько времени потребуется для работы по проектированию системы. Поскольку групповая динамика, необходимая для оптимизации продуктивной работы по проектированию систем, может противоречить обычному подходу к управлению проектами, используемому лидерами, может возникнуть естественное напряжение между фасилитаторами и лидерами группы.

Действительно, центральным элементом продуктивных рабочих отношений с лидерами является культивирование естественной, совместной и открытой рефлексивной напряженности по отношению к фасилитации группового процесса.

Понимание поведения лидеров имеет решающее значение. Понимание включает в себя отношения, имеющиеся у лидеров с группой, особый стиль и навыки лидерства, обмен лидерами и последователями, динамику совместного лидерства, а также видение и цели, сообщаемые лидером в группе.

При переходе к работе с командой дизайнеров фасилитаторам группы необходимо встретиться с лидерами для брокерской работы. Здесь они (1) поразмышляют над вопросом, требующем решения, (2) проясняют цели проектирования системы и (3) обсуждают различные методы системного мышления и проектирования. Фасилитаторы групп по очереди описывают процедурные детали каждого метода, и руководителям потребуется время, чтобы понять разработанные методики.

На первый взгляд, групповые фасилитаторы имеют некоторые общие черты с групповыми лидерами: например, общая направленность на фасилитацию проекта и команды. Но фасилитатор группы не является лидером группы. Фасилитаторы стоят за пределами содержания, на чем сосредоточена группа; они сосредотачиваются на групповом процессе и реализации методологий системного проектирования.

Лидеры, естественно, могут быть заинтересованы в поведении фасилитаторов, но после согласования методологий и составления плана лидер фокусируется на процессе системного мышления. И наоборот, фасилитатор группы уделяет пристальное внимание поведению лидера вместе с другими членами группы, поскольку они стремятся управлять реализацией процесса.

Во время ранних встреч по посредничеству и планированию, а также на протяжении всего проекта фасилитаторы сохраняют любопытную, вдумчивую и нейтральную позицию по отношению ко всем аспектам групповой работы. Если влияние лидера слишком велико, чтобы продолжить продуктивную групповую работу, фасилитатор предоставит обратную связь об условиях, которые необходимо создать для максимизации группового интеллекта и совместного системного мышления, и работы по проектированию.

Чувство надежды присутствует на всех этапах групповой работы. Например, группа, занимающаяся сложными вопросами, иногда разочаровывается, и понимание фасилитатора, чего можно достичь посредством постоянной групповой работы, становится критически важным. Надежда должна сочетаться со стойкостью. Когда фасилитатор демонстрирует стойкость перед лицом невзгод, то данный подход способен помочь группе преодолеть трудности. Также может помочь лидерам, пытающихся сохранить устойчивость перед лицом возникающих у команды проблем.

Когда лидер берет на себя обязательство применять методологии системного мышления, в принципе, он соглашается расширить возможности коллективного разума и передать определенную степень влияния команде разработчиков. Фасилитаторы должны действовать с осознанностью, стойкостью и приспособляемостью во всем и работать над отстаиванием свободы как недоминирования с целью максимизации группового интеллекта. Фасилитатор ориентирован на проблему, команду, их методы и групповой процесс. Фасилитатор признает лидера как одного из членов группы – влиятельного члена в общей динамике группы и проекта.

Динамика перехода включает в себя не только акцент на (1) динамике лидерства, но также (2) формировании группы и (3) динамике влияния. Формирование групп с целью системного проектного мышления несколько уникально. Фасилитаторы должны понимать динамику формирования группы: присоединение, привлекательность и динамику членства. Динамика влияния выходит за рамки компетенции лидера на совокупность воздействий на группу.


Поделиться
Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика Previous post Психология дизайна: предшествующая и контекстуальная динамика
Почему люди доминируют во время выступления в группах Next post Почему люди доминируют во время выступления в группах?