Особенности музыкального восприятия человека: эффекты повторения

Особенности музыкального восприятия человека: эффекты повторения

Поделиться

Как мозг отличает речь от песни? Интуитивно может показаться, что пение – совсем другой вид опыта, чем речь. Пение мелодично, ритмично, проявляется в художественной выразительности. Речь, напротив, наиболее аналитическая, символическая и служит коммуникативным целям.

Специалисты, проведя исследование, нашли доказательства, что речь и песня обрабатываются разными областями мозга. В исследовании Филипп Альбуи и его коллеги собрали базу данных записей коротких фраз акапелла и отредактировали их двумя разными способами.

Во-первых, убрали мелодический контур речевых сегментов, по существу сделав их монотонными, но разборчивыми. Вторая манипуляция заключалась в изменении временных аспектов звуковых волн, делающих слова неразборчивыми, но сохраняющих мелодический контур нетронутым.

Затем они сканировали участников эксперимента, слушая два типа звуковых клипов. Когда участники слышали монотонную (но внятную) речь, левая слуховая кора активизировалась. Когда участники слышали мелодичную (но неразборчивую) речь, правая слуховая кора была намного активнее.

Исследование показывает: мозг проводит четкое различие между речью и песней, выделяя разные полушария для обработки каждого типа звука. Однако иногда один и тот же звук можно услышать, как песню в одном контексте, но как речь в другом контексте.

В 2008 году Дайана Дойч из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружила: простое повторение произнесенной фразы может привести к перцептивному преобразованию фразы из речевой в песенную.

В ее самом известном примере зацикленный звуковой клип с ее высказыванием «иногда веди себя так странно» изначально звучит нормально, как будто произносится в контексте обычного предложения. Однако к третьему, четвертому или пятому повторению клип начинает слышаться по-другому, как будто данная мелодия, часть песни. Аналогичный звуковысотный контур, вначале интерпретирующийся как просодический и дополняющий смысл фразы, постепенно все больше воспринимается как музыкальный. В исследовании Дойча участники оценили фразу как в основном речевую после одного повторения, но в основном похожую на песню после десятого повторения.

В дополнение к измерению явных оценок фразы людьми, Дойч попросила участников повторить фразу точно так, как они ее услышали, либо после прослушивания записи только один раз (группа 1), либо после того, как она прослушает ее 10 раз (группа 2).

Как показали оценки отдельной группы участников, две группы сильно различались по тому, как воспроизводили фазу. Участники группы 1 воспроизвели что-то похожее на речь, причем некоторые участники больше других соответствовали исходной тональности записи. Участники группы 2 создали что-то, что звучало больше похоже на песню, следуя мелодическому контуру и ритму оригинальной записи гораздо точнее, чем участники группы 1.

Что было самым интригующим? Участники группы 2 (слышавшие фразу 10 раз, прежде чем повторить ее) преувеличили музыкальность исходной фразы. Они систематически искажали исходную запись в сторону наиболее музыкального исполнения. Репродукции были более ритмичными и мелодичными, чем оригинал. Время слогов лучше укладывалось в стандартный метр, а высота каждого слога была наиболее стабильной и ближе к одной из нот музыкальной гаммы, чем в исходной записи.

Неизвестно, как мозг реагирует на повторение речи. Одна возможность, учитывая результаты заключается в том, когда фраза слышится впервые, обрабатывается для определения значения левой слуховой корой головного мозга. После нескольких повторений, когда смысла извлекать больше не будет, мозг может изменить стратегию и начать обрабатывать фразу для ее музыкального значения, теперь уже в правом полушарии. Таким образом, очаг мозговой активности может смещаться слева направо по мере того, как слушатель все больше и больше знакомится с фразой.

Будущие исследования могут выяснить, являются ли такие сдвиги латеральности как функция повторения фундаментальными для человеческой способности понимать, интерпретировать и получать удовольствие от музыки.


Поделиться
Как выполнить новогодние обещания: ТОП-2 осмысленных подхода к решению задачи Previous post Как выполнить новогодние обещания: ТОП-2 осмысленных подхода к решению задачи
В чем заключается психология кармических убеждений Next post В чем заключается психология кармических убеждений?