Новая наука о личной трансформации

Новая наука о личной трансформации

Поделиться

Многие не удивляются, обнаружив степень разделения между взглядами Дэниела Сигела. Взгляд Сигела на физическое, психическое здоровье и здоровье в отношениях отчасти вдохновлен плавными метафорами Джона О’Донохью – человека, терпеливо сидевшего, готового подписать книгу для другого покупателя в книжном магазине.

Прочитав, наводящую на размышления книгу Сигела «Майндсайт: новая наука о личной трансформации», как и Дэниел Сигел, реально открыть для себя биологию, психологию и захватывающую загадку системной науки. Именно в сферу системоведения Сигель ведет в первых разделах книги.

Идея интеграции

Центральное место в науке о системах занимает идея интеграции, которую Сигель пытается уловить в принципе и использовать на практике. Центральное место в тезисе Сигела занимает идея, что благополучие является функцией взаимозависимости между разумом, мозгом и отношениями.

Он опирается на системную науку, пытаясь объяснить, как воплощенный разум формируется эволюционными биологическими структурами, процессами и функциями, влияющими на непрекращающиеся приливы и отливы эмоций, познания и поведение; и описывает, как межличностная динамика взаимодействует в данном контексте, формируя паттерны физического, психического здоровья и здоровья в отношениях.

Сигель подчеркивает, как осознание и понимание системных взаимозависимостей и системной динамики можно использовать для изменения потока информации и энергии в системе и, таким образом, для изменения биологических, психологических и реляционных структур, процессов и функций, влияющих на паттерны физического и психического поведения и относительное здоровье. Таким образом, в общих чертах главная цель – цель прикладной науки о системах.

Метафоры системной науки к пониманию здоровья и благополучия

Образ, заимствованный у Джона О’Донохью, представляет собой образ реки с вытекающим потоком. О’Донохью сказал, что хотел бы жить подобно реке, уносимой неожиданностью собственного развития. Метафора, заимствованная из системной науки, представляет жизнь как самоорганизующийся процесс. Сигал отмечает, что сложная система, как говорят, регулирует собственное возникновение.

Живые системы движутся к высоким уровням сложности и интеграции, то есть, если не движутся от такого состояния к нарушению равновесия, нестабильности, беспорядку и смерти. При первом прочтении системной науки Сигел задался вопросом, как применить идеи для углубления понимания здоровья и благополучия:

«Если бы идеи были актуальны и верны, то, возможно, был аргумент в пользу идеи, что люди тоже способны к самоорганизации. Казалось, что треугольник благополучия, система разума, мозга и отношений, возможно было хорошо понять в терминах, и могли бы применить принципы сложности и интеграции для создания здоровья в каждом из трех аспектов жизни».

Здоровая система – система, каким-то образом управляющая или, по крайней мере, регулирующая собственный процесс самоорганизации; система, каким-то образом поддерживающая интеграцию и сложность и избегающая крайностей жесткости и хаоса.

Развивая метафору реки, Сигел просит рассматривать жесткость и хаос как левый и правый берег соответственно. Идеальное положение для самоорганизующегося человека – в центре реки, в потоке, где материя и энергия движутся свободно и где есть возможность максимизировать сложность и интеграцию. Центральный поток реки – место, где могут процветать пять лиц оптимального здоровья и благополучия. В частности, здоровая сложная и интегрированная система характеризуется гибким, адаптивным, согласованным, энергичным и стабильным потоком (лицом).

Конечно, Сигел не первый психолог, пытающийся понять, как лучше всего применить метафоры системной науки к пониманию здоровья и благополучия: Чиксентмихайи пытался операционально определить поток; Лабувье-Виф с трудом сформулировала видение динамической интеграции личности и функционирование; Льюис боролся с системной динамикой эмоций; Фишер работал над уточнением структур навыков, участвующих в регуляторном контроле действий, и так далее.

Но Сигел в чем-то уникален: он меньше полагается на операциональные определения и измерения системной динамики и больше на ментальное видение, то есть на способность человека отслеживать и изменять поток информации и энергии в системе принципиальным образом, информирующий отчасти благодаря их пониманию биологических и психологических наук.

Сигел использует клинические примеры, чтобы доказать, что мышление можно культивировать и использовать для улучшения самочувствия. В то время как некоторые могут возразить, что ментальное зрение Сигеля предлагает немногим больше, чем существующие взгляды на осознанность, и что наука о личностной трансформации, указываемая Сигелем, может в некоторой степени зависеть от сомнительных способностей ментального зрения клинициста, по крайней мере на начальном этапе, стремящегося указать клиентам, над каким аспектом текущего системного потока нужно работать, возможно, что некоторые новые научные идеи могут появиться и результаты будут весьма полезны.

Судя по успехам в работе с клиентами, сообщаемых Сигелем, вполне возможно, что новая ментальная терапия и методы могут выдержать испытание рандомизированных контролируемых испытаний. Наконец, возможно, что некоторые люди, читающие книгу Зейгела, усвоят полезные знания и новые терапевтические стратегии, в некотором роде помогающие им. Все означает, что возможности становятся реальностью.

Прикладная системная наука

Можно утверждать, что люди могут культивировать осознанное осознание потока информации в системе, и, возможно, смогут освободиться в определенных отношениях от медицинских и психологических ограничений и открыть возможности осознанного контроля над собственным здоровьем – в идеале, осознанного контроля, основанного как на научных данных, так и на личных наблюдениях. Случай был хорошо аргументирован Эллен Лангер. Точка зрения предполагает, что осознанные навыки можно развивать, и вопрос, как лучше всего способствовать развитию навыков в данном контексте, открывает большой набор проблем прикладной системной науки.

В соответствии с имеющимися данными исследований, Сигел вступает на территорию развития навыков с точки зрения, что медитация осознанности является полезным навыком для развития. Сигел описывает, как медитация осознанности может помочь людям регулировать эмоции и развивать гибкий и стабильный ум, способствующий высоким уровням интеграции. Но Сигел опирается на осознанную основу, чтобы выделить множество различных форм интеграции, каждая из которых представляет собой разные аспекты навыков для развития.

Восемь областей интеграции как ключи к личной трансформации и благополучию

Внимательность лежит в основе первой из восьми областей интеграции, описываемые Сигелом как ключи к личной трансформации и благополучию. Он называет первую область интеграции интеграцией сознания. В большинстве клинических случаев, представленных Сигелом, требуется некоторый навык интеграции сознания, приобретенный в значительной степени с помощью медитации осознанности, прежде чем клиенты смогут работать над другими областями интеграции.

Сигель описывает семь дополнительных областей интеграции:

  1. Горизонтальная интеграция левого и правого полушарий мозга.
  2. Вертикальная интеграция тела, ствола мозга, лимбических областей и коры.
  3. Интеграция памяти, включая интеграцию неявной и явной памяти.
  4. Нарративная интеграция «функции рассказчика левого полушария с хранилищем автобиографической памяти правого полушария».
  5. Государственная интеграция «отдельных состояний бытия, воплощающих основные побуждения и потребности: близость и уединение, автономия и независимость, забота и мастерство, среди прочего».
  6. Межличностная интеграция себя с другими.
  7. Темпоральная интеграция в контексте экзистенциальных сомнений, связанных с неопределенностью, непостоянством и смертностью.

Сигель представляет тематическое исследование, чтобы проиллюстрировать, как функции, связанные с каждой из восьми областей интеграции, представляли собой проблему для разных клиентов. Затем он описывает, как использовал уникальные знания в области ментального видения и терапевтические практики, чтобы помочь клиентам достичь большей интеграции и большего благополучия.

Исследование работы с клиентами

Во-первых, случай Джонатана, мальчика, страдавшего от приступов ярости и депрессии. Джонатан учится контролировать перепады настроения, развивая осознанное понимание эмоций, как они меняются в ответ на контекстуальные сигналы. Джонатан достигает лучшей интеграции сознания и, в итоге, большего благополучия.

Есть случай со Стюартом, девяностодвухлетним мужчиной, вспыльчивым и бесчувственным, предположительно из-за чрезмерной активации левого полушария по сравнению с правым. Сигел работает над активацией правого полушария с помощью сканирования тела, невербальной связи и упражнений на образы, а затем интегрирует функции левого и правого полушария в контексте работы по ведению дневника, что приводит к горизонтальной интеграции мышления и чувств и наиболее высоких уровней.

Случай Анны, потерявшей мать из-за рака легких, когда было три года, воспитанной депрессивным отцом и суровой мачехой. В ответ на болезненный выговор мачехи в возрасте одиннадцати лет Энн пообещала, что никогда больше ничего не почувствует. Позже она стала успешным радиологом, но в последнее время были приступы паники, и она чувствовала себя опустошенной и оторванной от детей. Сигел работал над тем, чтобы воссоединить Энн с чувствами в ее теле, конечным результатом чего стало усиление вертикальной интеграции, проявляющееся в уменьшении паники и беспокойства, большей связи с дочерями и меньшем ощущении пустоты.

Есть случай Эллисон, страдавшей от боли в спине, как оказалось, разрешившаяся сама собой, когда явным образом вспомнили имплицитное воспоминание о сексуальном насилии. Воспоминание косвенно повлияло на функциональное состояние Эллисон, вызвав у нее не только боли в спине, но и постоянные проблемы в отношениях, в том числе серьезные сексуальные трудности. Сигел помог Эллисон добиться интеграции памяти, объединив системы неявной и явной памяти.

Во многих случаях в ответ на интервью о привязанности у взрослых демонстрируются отверженные, озабоченные или дезорганизованные рассказы, отражающие ненадежные привязанности, установившиеся в детстве и сохранившиеся во взрослой жизни. Задача здесь состоит в том, чтобы добиться интеграции нарратива, то есть осознать ненадежные паттерны привязанности и, таким образом, смягчить негативное влияние; и, в идеале, перенастроить межличностную динамику в сторону безопасных паттернов привязанности и хорошо известные преимущества.

Тематические исследования, связанные с интеграцией состояний, межличностной интеграцией и временной интеграцией, выдвигают на первый план другие проблемы и иллюстрируют, насколько проницателен и эффективен Сигел как терапевт. Критическое прочтение выявляет несколько ключевых проблем и Сигел может столкнуться с ними в будущем.

Во-первых, может ли сопоставить восьмидоменную модель интеграции с существующими биопсихосоциальными моделями здоровья, чтобы построить теорию всеобъемлющую, проверяемую, экономную, обладающую ясностью конструкций, внутренней согласованностью и открытой для опровержений?

Во-вторых, взгляд на здоровье и благополучие призван быть полезной эвристикой и инструментом для клиницистов или модель, формирующая фундаментальные исследования в области системных наук? Сигел не разъясняет теоретическую позицию, и в нынешнем виде его теория представляет собой не более чем эвристический инструмент, возможно будучи более или менее полезным в руках разных практиков.

В-третьих, как люди могут приобретать навыки мышления, используя эвристический инструмент, и как можно проверить эффективность многогранного инструмента на практике? Вопрос здесь заключается в том, как лучше всего разработать учебные программы для клинических психологов и как обучить передовой практике; или, в качестве альтернативы, как лучше всего разработать основанное на фактических данных медицинское обучение для людей, желающих развивать навыки осознанности, а не собственные способности к ментальному мышлению.

В частности, чтобы добиться последовательных комплексных изменений, нужна прикладная системная наука, включающая как минимум пять элементов. По словам Джона Уорфилда, системную науку лучше всего рассматривать как науку, состоящую из вложенных друг в друга наук. Наиболее компактно она представлена ​​с использованием обозначений теории множеств.

  • А представляет науку описания.
  • B представляет науку о дизайне.
  • C представляет науку о сложности.
  • D представляет науку о действии (праксиологию).
  • E представляет системную науку.

Возможно кое-что узнать о науке о системах, если сначала изучить науку описания. Тогда реально изучить науку дизайна, включающую науку описания. Наука о дизайне является фундаментальной, если цель – перепроектировать системы. Затем можно изучить науку о сложности, включающую науку описания и науку проектирования.

Наука о сложности является фундаментальной, если цель состоит в том, чтобы интегрировать знания и взгляды разных людей на ключевые проблемные вопросы дизайна. Затем возможно изучить науку о действии, включающую науку описания, науку о замысле и науку о сложности. Наука о действии является фундаментальной, если цель состоит в том, чтобы катализировать коллективные действия с целью осуществления системных изменений, основанных на науке описания, дизайна и сложности.

Заключение

В нынешнем виде точка зрения Сигела балансирует на грани науки описания. Он балансирует на грани психологической и биологической науки, выборочно опираясь на обе. В настоящее время Сигел работает с эвристикой, найдя ее полезной. Ему необходимо расширить эвристику и преобразовать ее в теорию, все больше опирающуюся на соответствующие науки описания: биологические, психологические и социальные науки. Затем нужно рассмотреть вопросы замысла, сложности и действия, чтобы он мог преобразовать науку личного преобразования в новую науку, о которой говорит название его книги.


Поделиться
Мозг-обличитель: научное понимание проблем и уникальных возможностей человека Previous post Мозг-обличитель: научное понимание проблем и уникальных возможностей человека
Как применять осознанность к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития Next post Как применять осознанность к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития?