Мозг-обличитель: научное понимание проблем и уникальных возможностей человека

Мозг-обличитель: научное понимание проблем и уникальных возможностей человека

Поделиться

В невероятно проницательной, увлекательной и наводящей на размышления книге «Мозг-обличитель: поиски неврологами того, что делает нас людьми» Рамачандран начинает с того, что предлагает читателям задуматься над риторическим вопросом Дизрали: «Человек – обезьяна или ангел?»

Викторианские ученые, в том числе Хаксли и Оуэн, десятилетиями спорили о вводящем в заблуждение вопросе, и современные ученые, по словам Рамачандрана, иногда описывают людей как «простых обезьян», но Рамачандран опирается на теорию эволюции, науки о мозге и поведении, чтобы прояснить как неврологическую, так и поведенческую науку. Преемственность, существующая у обезьян и людей, и типичные человеческие уникальные атрибуты.

Научное понимание проблем и уникальных возможностей человека

Примечательно, квинтэссенция человеческих качеств раскрывается через научное понимание проблем и возможностей, уникальных для человека. Как отмечает Рамачандран, многие неврологические расстройства и нейропсихиатрические проблемы, характерные только для человека, возникают в результате определенного уровня дисфункции или нарушения равновесия в недавно развивающихся структурах и функциях мозга.

Например, Рамачандран утверждает, что трудно представить себе обезьяну, страдающую синдромом Котара, редким заболеванием (люди придерживаются бредовой веры, что мертвы); или синдром Капгра, еще одно редкое расстройство (люди придерживаются бредового убеждения, что окружающие были заменены самозванцами).

Расстройства уникальны для человека и могут рассматриваться как нарушения сознания и самосознания. В то же время самосознание и язык, юмор исключительно человеческий, а смех – нет. Орангутаны могут имитировать простые навыки, такие как открытие замка, но имитация наиболее сложных навыков, таких как пронзание антилопы копьем, наблюдается только у людей. Аналогично метафорический ангел Диреали, подразумевающий высокий уровень морального мышления, чувств и действий, может возникнуть только в мозгу, развившего способность предвидеть действия и последствия и выбирать среди них.

Мозг человека изменился в процессе эволюции?

Рамачандран предполагает, что в ходе недавней эволюции, возможно, не более 150 000 лет назад, человеческий мозг существенно изменился, позволив людям научиться выполнять новые задачи. Например, одна из возможных причин, почему орангутанги и люди различаются по способности имитировать действия других, заключается в том, что у людей сложная система зеркальных нейронов, чем у собратьев-приматов.

Зеркальные нейроны активируются как когда человек выполняет действие, так и когда наблюдает, как кто-то другой выполняет то же действие, и нейроны, по-видимому, помогают животным и людям имитировать наблюдаемое поведение.

Примечательно, Рамачандран утверждает, что у людей есть сложная и изощренная система зеркальных нейронов, эволюционировавшая, чтобы способствовать повышению осведомленности о других, но которая сыграла важную роль в обеспечении самосознания у людей. Рамачандран предполагает, что синдром Котара может возникнуть в результате повреждения цепей зеркальных нейронов, в результате чего человек теряет самосознание.

Точно так же идеационная апраксия, неврологический синдром, при котором повреждение левой надмаргинальной извилины приводит к затруднениям как в выполнении, так и в имитации квалифицированных действий, а также в распознавании того же действия, выполненного кем-то другим, может быть дисфункцией системы зеркальных нейронов.

Некоторые утверждают, что использование зеркальных нейронов в качестве механизма для объяснения сложного человеческого поведения, такого как имитация, является одновременно чрезмерно упрощенным и редукционистским, но Рамачандран возражает, что такие же упрощенные и редукционистские подходы к научному объяснению оказались полезными в прошлом (открытие Джоном Петтигрю и его коллегами обнаруживающих несоответствие нейронов в зрительной коре, помогающие объяснить стереоскопическое зрение). Рамачандран продолжает утверждать, что дефицит зеркальных нейронов может иметь решающее значение для понимания проблем, связанных с аутизмом.

Рамачандран выявляет некоторые интересные связи между синестезией, включающей кросс-модальные взаимодействия между сенсорными способностями, такими как обоняние, слух и осязание, и творчеством, часто включающем кросс-модальные ассоциации, помогающие в решении проблем.

Он описывает, как пространственные картографические области теменной доли могли быть использованы в ходе эволюции для облегчения развития счета и систем представления чисел. Точно так же он утверждает, что нижняя теменная доля, первоначально развивавшаяся для кросс-модальной абстракции, эволюционировала дальше у людей и сыграла решающую роль в появлении языковых функций.

Семь ключевых характеристик опыта, поддерживающих чувство «я»

Рамачандран представляет увлекательный эволюционный и нейрофизиологический отчет об эстетике, в частности, разрабатывая девять законов эстетики.

В частности, Рамачандран считает важными принципы группировки, сдвига пиков, контраста, изоляции, решения проблем восприятия, отвращения к совпадениям, упорядоченности, симметрии и метафоры в стимулировании эстетических реакций на искусство. Например, Рамачандран утверждает, что перцептивная группировка развилась, чтобы облегчить распознавание объектов, частично скрытых или фрагментированных под камуфляжем.

Когда ранее фрагментированные признаки группируются в восприятии, соответствует переходу от наиболее беспорядочного состояния мозга к упорядоченному состоянию, когда последовательности спайков становятся синхронизированными. Синхронность сообщает высшим областям мозга, что фрагментированные части являются частью одного объекта и синхронное состояние мозга может помочь объяснить эстетику и привлекательность группировки как стратегии, используемой художниками и рекламщиками, чтобы сделать работу привлекательной для зрителей.

Эстетический принцип сдвига пиков перекликается с результатами исследований на животных, показывающих, когда учите животное различать два стимула (вознаграждаете за выбор стандартного прямоугольника вместо квадрата), животное будет предпочитать или выбирать длинный стимул, тонкий треугольник по сравнению со стандартным прямоугольником, если предоставляется выбор. Аналогично карикатура на Никсона, преувеличивающая черты лица Никсона, отличающиеся от обычного лица, наиболее ярка и привлекательна и вызывает у зрителей эмоциональный отклик, чем простая фотография лица Никсона.

Рамачандран рассматривает несколько неосязаемую конструкцию «я» и описывает семь ключевых характеристик опыта, поддерживающих чувство «я».

В список Рамачандрана включены:

  1. Единство – люди представляют собой набор множественных сенсорных переживаний и множественных целей, воспоминаний, эмоций, убеждений и действий, но, тем не менее, люди обычно чувствуют себя одним человеком.
  2. Непрерывность – несмотря на огромное количество различных событий, перемежающих жизнь, люди чувствуем непрерывность и идентичность сквозь время.
  3. Воплощение – несмотря, что временами люди гибки и хрупки, самоощущение обычно включает в себя чувство закрепления и ощущение дома в собственном теле.
  4. Конфиденциальность – у каждого есть личная душевная жизнь, люди могут сопереживать другим, но не могут буквально чувствовать, что чувствуют, и конфиденциальность является основой самоощущения.
  5. Социальное встраивание – несмотря на конфиденциальность, личность является относительной и частью социальной среды.
  6. Свободная воля – у людей есть ощущение, что могут сознательно выбирать между альтернативными курсами действий.
  7. Самосознание – человек осознают себя.

Рамачандран признает, что люди еще не знают, как возникает свобода воли, но предполагает, что решающую роль играют по крайней мере две области мозга: супрамаргинальная извилина на левом полушарии, отвечающая за способность вызывать в воображении и представлять различные возможные варианты действий; и передняя поясная извилина, участвующая в мотивации выбора одного действия над другим.


Поделиться
Эволюция сложности и возрастное снижение когнитивных функций Previous post Эволюция сложности и возрастное снижение когнитивных функций
Новая наука о личной трансформации Next post Новая наука о личной трансформации