Как применять осознанность к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития

Как применять осознанность к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития?

Поделиться

Эллен Лангер – одна из самых жизнерадостных женщин. Многие не подозревают, что разговор с ней полностью превратит жизнь из потенциально стрессовой и болезненной неприятности в очень интересную, насыщенную и вознаграждающую богатым опытом.

Необходимо открыться невозможному и принять психологию возможностей. Психология возможностей прежде всего требует, чтобы люди исходили из предположения, что не знают, что могут сделать или кем стремятся стать. Вместо того чтобы исходить из статус-кво, люди выступают за отправную точку, кем хотели быть. С самого начала люди могут спросить, как возможно достичь цели или продвинуться к ней. Тонкое изменение в мышлении, нетрудно осуществить, особенно когда люди осознают, насколько застряли в культуре, языке и способах мышления, ограничивающих потенциал. Столкнувшись с болезнью или немощью, реально найти способ приспособиться к тому, что есть. В психологии возможностей люди ищут ответ на вопрос, как стать лучше, а не просто приспособиться.

Эллен Лангер, «Против часовой стрелки: осознанное здоровье и сила возможностей»

Чтобы понять преобразующую силу точки зрения Эллен Лангер и лучше понять ее творческие действия, полезно лично испытать вариант внимательности (акт замечать новые вещи), на самом деле очень легко практикуемый, если нет никакой другой причины, заряжающей энергией, вовлекающей и открывающей новые возможности.

Как применять осознанность к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития?

Полезно рассмотреть, как Лангер применяет версию осознанности к пониманию феноменов социальной психологии и психологии развития, а также науки в целом. Мысль, изложенная в ее четырех книгах по внимательности и во многих эмпирических работах, представляет настоящий поток понимания, освобождающий человека от ограниченного, пассивного, жесткого взгляда на реальность, возможности и человеческий потенциал.

Способность замечать новые вещи

Эллен преподают социальную психологию. Критическое прочтение социальной психологии открывает многое об условиях, где люди навязывают жесткие, стереотипные взгляды на себя и других людей, а также об условиях, где поведение является жесткой функцией контекстуального контроля.

Студентов, впервые открывающих для себя исследования в области социальной психологии, часто поражает, насколько жесткими, стереотипными и ограниченными бывают взгляды на мир и поведение. Каждый год один или два студента первого курса по социальной психологии с большим волнением подходят к преподавателю и рассказывают, как вдохновлены открытием всех человеческих ограничений, так тщательно каталогизируются социальными психологами.

Студенты сообщают, что осознание условий, формирующих жесткое, стереотипное мышление и действие, фактически освободило их. Некоторые сообщают, что чувствуют себя наиболее открытыми опыту, менее жесткими в оценке себя, других и мира. Они сообщают о ясном восприятии, большей осведомленности о тонких нюансах опыта. Они замечают новые вещи. Студенты полны энергии и вдохновения.

Некоторые идут намного дальше, экстраполируя и предвосхищая открытое поле возможностей: сообщают о переходе от бездумного принятия всего, что знают, чувствуют и делают, к осознанному осознанию, что возможно знать, чувствовать и делать.

Предыдущее обучение больше не доминирует, как студенты интерпретируют настоящий момент. Полнота самого настоящего момента и пространство возможностей, открываемых благодаря слиянию настоящего момента с невыразимым будущим моментом, наполняют поле действия новым сиянием. В результате источники творчества становятся открытыми.

Бездумное чтение информации, связанной со здоровьем

Некоторые ученики помнят чистое значение вдохновенного озарения по мере того, как продвигаются к высоким уровням способностей и навыков. Они не забывают замечать новые вещи и помнят про внимательность.

Внимательность – тонкое изменение мышления, говорит Лангер, его несложно осуществить, если люди отлично осознают и хорошо представляют насколько застряли в культуре, языке и способах определенного стиля мышления, ограничивающего потенциал.

Образование в области социальной психологии дает прекрасную возможность пролить свет на внимательность и бездумность. Экспериментальная социальная психология полна примеров цены, которую люди могут заплатить за бездумное обучение или усвоение собственной «культуры».

Исследования Chanowitz и Langer, например, демонстрируют негативные последствия бездумного чтения медицинской информации. Они предоставили студентам информационные буклеты о расстройстве, называемом «хромозитозом», способным привести к снижению слуха. Некоторым студентам сказали, что 80% населения страдают подобным расстройством, и их попросили представить, как могли бы помочь себе, если бы им поставили диагноз «хромозитоз».

Другой группе сказали, что расстройством страдают только 10% населения, что делает болезнь менее актуальной для них и их просто попросили прочитать информационные буклеты. Затем всех студентов проверили, чтобы узнать, есть ли у них расстройство, и всем сказали, что оно действительно есть.

На следующем этапе эксперимента участники прошли серию объективных тестов на слух. Участники, заставленные и спровоцированные поверить, что расстройство имеет для них меньшее значение, и просто прочитавшие информационные буклеты, показали значительно худшие результаты в тестах слуха, чем группа, поверившая, что расстройство потенциально имеет к ним отношение, и размышлявшая о последствиях расстройства.

Лангер описывает эксперимент как один из примеров негативных последствий преждевременных когнитивных обязательств. В частности, когда информация бездумно получена и принята без критического вопроса или творческого обсуждения «что, если», люди рискуют неявно придерживаться единственного, жесткого понимания информации. Когда позже люди сталкиваются с ситуацией, когда «предварительное обучение» применяется к действиям в контексте, возможно обнаружить, что функционально ограничены негибким пониманием, имплицитно установленным. Бездумное чтение и обучение приводят к бездумной реактивности.

Внимательное здоровье и сила возможностей

Лангер рассматривает, как работает осознанность, когда люди узнают, что у них рак. Наука узнает, что рак может быть хроническим заболеванием или даже полностью излечимым, но большинство, говорит Лангер, бездумно предполагают, что рак – «убийца».

Осознание симптомов и состояния, связанного с наличием и отсутствием симптомов в любой данный момент времени, осознание изменчивого характера взаимодействия с медицинскими работниками, друзьями и семьей или изменения в работе и так далее, одним из возможных результатов является, что травма связанная с диагнозом рака, приводит людей к полному отождествлению себя с ярлыком «раковый больной». Как только люди отождествляют себя с ярлыком, все предвзятые идеи, приписываемые ярлыку, начинают контролировать поведение.

Безусловно, описана только одна возможность, и не все одинаково реагируют на рак. Лангер ссылается на исследование Сарит Голуб, проведенное в Гарварде. Голуб обнаружил, что в то время как некоторые люди с диагнозом «рак» добавляют рак к идентичности, другие позволяют диагнозу взять верх над идентичностью, в итоге последняя группа хуже справляется с показателями выздоровления и психологического благополучия.

Лангер предполагает, что осознанность делает людей наиболее оптимистичными, потому что люди открыты и внимательны к возможностям, что способствует выздоровлению. Исследования действительно предполагают связь между внимательностью и оптимизмом, а также между оптимизмом и восстановлением после операции аортокоронарного шунтирования. Вопреки мнению, что оптимисты имеют радужное представление о будущем, неизменно приводящем к тому, что они игнорируют нынешние обстоятельства, Лангер считает, что сознательные оптимисты, вероятно, будут уделять больше внимания выздоровлению, чем пессимисты, и тем самым способствуют процессу выздоровления и помогают предотвратить осложнения.

Бездумный оптимизм и пессимизм может привести к тому, что люди будут больше вкладываться в позитивные или негативные системы убеждений, чем в реальность и предоставляемые возможности. Таким образом, осознанный оптимизм уникален: оптимальное благополучие, по мнению некоторых, зависит от способности открываться для тонкостей и сложностей реальности и, таким образом, подавлять когнитивные обязательства, противопоставляющие веру опыту.

Лангер просит помнить в данном контексте одно убеждение – убеждение, что наука превосходит опыт. Если, например, люди слепо предполагают, что медицинская наука просто лучше собственного опыта в формировании суждений и действий, возможно стать склонным бездумно передавать контроль над здоровьем «экспертам» и, таким образом, игнорировать тонкие различия в опыте (переживание симптомов) и контекстуальные переменные, влияющие на переживание.

Принимая какой-то ярлык, прикрепленный к человеку после консультации с врачом («пациент с хронической болью»), можно прийти к выводу: состояние стабильно, чем есть на самом деле; возможно передать контроль над состоянием другим и, таким образом, свести на нет пространство возможностей, открываемых человеком, когда осознанно осознаем собственное состояние.

Внимательное осознание состояния может повысить способность контролировать состояние. Например, Делизонна, Уильямс и Лангер продемонстрировали, что по сравнению с группой, попросивших измерить частоту сердечных сокращений при первом утреннем пробуждении и непосредственно перед сном, люди, измерявшие аналогичное регулярно в течение дня, таким образом следя за «изменчивостью», позже демонстрируют большую способность ускорять или замедлять частоту сердечных сокращений без инструкций. В целом, кто набрал высокие баллы по шкале осознанности Лангера, лучше контролировали регуляцию сердечного ритма.

Лангер соглашается, если человек болен, следует обратиться к врачу, но она предостерегает от бездумного принятия медицинских советов. Утверждает, что диагнозы, прогнозы, методы исследования и статистика необходимы для эффективной, этичной и значимой медицинской помощи, но в свете присущей неопределенности из-за изменчивости медицину, как и все области исследования, следует рассматривать не как набор ответов, а как способ задавать вопросы.

Сколько упражнений является здоровым уровнем? Понаблюдайте за наукой, и увидите, что нет простых ответов, применимых ко всем людям. В данном контексте нужно обращать внимание как на медицинские факты, так и на собственные телесные состояния, и люди должны осознавать, что точно так же, как телесные состояния меняются со временем, то же самое происходит и с научными фактами.

Наблюдение за наукой, как и наблюдение за окружающей средой в целом, подвергает большому количеству вариаций. Различия в наборе фактов и отношений, открытых для наблюдения в области науки, может быть достаточно, чтобы полностью заблокировать адаптивное движение, особенно если человек ищет жесткие и быстрые правила в отношении любого аспекта будущего адаптивного действия.

С другой стороны, если принять факт, что медицинская наука и наука в целом имеет дело главным образом с вероятностями, а не с уверенностью, и что данные вероятности позволяют до некоторой степени предвидеть последствия уникального пути действия в уникальном контексте, люди открываются возможностям, скрытым в наблюдаемой вариации и не упускают из виду важности собственного действия в поле возможностей.

Заключение

Определение внимательности, данное Лангером, очень интересно, потому что больше соответствует определениям критического мышления, чем определению осознанности как медитативного принятия всего, что есть. Внимательность Лангера достаточно активна, энергична, заинтересована, оптимистична, конструктивна и раскована перед лицом неудачи. Лангер считает, что будущее в значительной степени неопределенно, но управляемо.

Люди не знают наверняка, могут ли что-то контролировать, если не попытаются и не потерпят неудачу. Ошибки не означает, что невозможно контролировать контролируемое, а только, что не смогли взять под контроль полный процесс во время попытки. Ситуация остается неопределенной, но возможность контроля остается реальной возможностью. Лангер поддерживает прекрасный баланс: она скептична и конструктивна одновременно.


Поделиться
Как избежать конфликта: ТОП-4 совета психолога Previous post Как избежать конфликта: ТОП-4 совета психолога
Как работает разум: особенности понимания и обмана интуиции Next post Как работает разум: особенности понимания и обмана интуиции