Что предсказывает восходящую социальную мобильность

Что предсказывает восходящую социальную мобильность?

Поделиться

Интеллект, образование, личность – что предсказывает восходящую социальную мобильность? За последние несколько десятилетий разрыв между бедными и богатыми в мире увеличился. Различия в состоянии здоровья между социальными классами становятся все больше, и снова и снова демонстрируется, что комбинированные эффекты социального неравенства и низкого социально-экономического статуса отрицательно сказываются на физическом, психологическом и социальном благополучии людей.

Нелегко избежать межпоколенческих циклов бедности и низкого социально-экономического статуса, особенно когда идеологии свободного рынка подкрепляют идею, что социальное неравенство является «естественной» чертой обществ. Но социальное неравенство – проблема, требующая вмешательства, и многие международные организации, включая Всемирную организацию здравоохранения, подчеркните необходимость вмешательства в данном контексте. Естественно, вмешательство требует глубокого понимания динамики происходящего, чтобы можно было определить цели.

Результаты исследований показывают предсказуемую закономерность в данных о социально-экономическом статусе населения: на уровне населения исследования выдвигают на первый план, что часто описывается как воспроизводство между поколениями и поддержание социального, экономического неравенства и неравенства в отношении здоровья.

Примечательно, по мере того, как люди развиваются с детства вплоть до пожилого возраста возможно наблюдать (а) растущее разнообразие внутри групп по целому ряду социальных, экономических и медицинских результатов, что сочетается с (б) системным паттерном кумулятивных преимуществ/недостатков. Другими словами, для любой группы людей, рожденных примерно в одно и то же время по мере развития от детства до старости, увеличивающееся разнообразие, наблюдаемое внутри группы, не является чисто случайным – существует системный паттерн расхождения результатов развития, благодаря которому разрывы между имущими и неимущими увеличивается. Наблюдается воспроизводство и сохранение неравенства социального, экономического характера и неравенства в отношении здоровья из поколения в поколение.

В данных существует небольшой проблеск надежды – в рамках наиболее широкой демографической модели кумулятивных преимуществ/недостатков также существуют уникальные и разнообразные траектории восходящей (и нисходящей) социальной мобильности – люди могут повышаться (или падать) в богатстве и статусе. В опубликованном исследовании специалистов интересовало, что предсказывает восходящую социальную мобильность.

Что предсказывает восходящую социальную мобильность?

Социальная мобильность определяется как «перемещение человека между социальными классами на протяжении жизни». Неясно, может ли восходящая социальная мобильность улучшить здоровье и благополучие, но существует некоторый оптимизм в отношении, что все возможно. Динамика восходящей социальной мобильности недостаточно хорошо изучена, поскольку для изучения требуется объективное исследование с точки зрения развития и продольного анализа, обычно не использующегося в социальных науках.

В прошлом нередко можно было встретить аргументы в пользу, что низшие социальные классы несут личную ответственность за плохое положение, усугубляемое дурными привычками и плохим отношением. Со временем мнения уступили место эмпирическим исследованиям и изучению как индивидуальных различий, так и социальных обстоятельств социальной мобильности. С точки зрения психологической науки особый интерес представляет ряд исследований, посвященных индивидуальным различиям.

В одном исследовании Кэссиди и Линн проследили за молодыми людьми в возрасте от 16 до 23 лет и обнаружили, что высокий уровень образования и мотивация достижения предопределяют восходящую социальную мобильность. Другое исследование, где отслеживались люди в возрасте от 5 до примерно 50 лет, показало, как интеллект в детстве, так и уровень образования предсказывают восходящую социальную мобильность.

Сосредоточив внимание на личности, Элдер изучил небольшую выборку из 69 мужчин, начиная со средней школы и заканчивая взрослой жизнью, и обнаружил, что в подростковом возрасте те, кто двигался вверх, были наиболее амбициозны и набирали высокие баллы по личностным показателям интеграции эго и компетентности.

В то время как лонгитюдных исследований катастрофически не хватает, перекрестные исследования показали, что высокие баллы по личностным чертам невротизма и доброжелательности и низкие баллы по добросовестности, экстраверсии и открытости чаще встречаются у профессий с низким статусом. Однако ограничение перекрестных исследований заключается в том, что они не отслеживают социальную мобильность. Необходимы лонгитюдные исследования.

В исследовании специалисты рассмотрели, как социальная мобильность во взрослом возрасте связана с социально-экономическим статусом в детстве, интеллектом в детстве, уровнем образования и взрослой личностью. Очень повезло получить данные о жителях Абердина, принявших участие в шотландском опросе менталитета 1947 года в возрасте около 11 лет. Таким образом, специалисты смогли провести анализ жизненного пути людей между социальными классами от раннего детства до поздней жизни.

Исследователи использовали статистическую модель для изучения относительного влияния социально-экономического статуса детей, детского интеллекта, образования, и взрослую личность и познавательные способности на социально-экономическом статусе во взрослом возрасте. Модель выявила некоторые интересные эффекты.

Как и ожидалось, социально-экономический статус в детстве предсказывал социально-экономический статус во взрослом возрасте. Относительное богатство и статус родителей детей, участвовавших в шотландском опросе менталитета, предсказывали относительное богатство и статус тех же самых детей во взрослом возрасте. Однако социально-экономический статус детства не был в модели определяющим фактором.

Статистически контролируя влияние социально-экономического статуса в детстве, специалисты обнаружили два дополнительных сильных и значимых влияния на восходящую социальную мобильность, в частности, уровень образования и IQ в детстве. Дети с более высоким IQ и те, кто получил высокий уровень образования, достигали высокого социально-экономического статуса во взрослом возрасте.

Две личностные черты также предсказывают высокий социально-экономический статус во взрослом возрасте. В частности, участники исследования с низкими показателями невротизма и высокими показателями открытости имели во взрослом возрасте наиболее высокий социально-экономический статус. Эффект невротизма был прямым, а эффект открытости был косвенным и опосредован как уровнем образования, так и когнитивными способностями взрослых.

Ранее исследователи обнаружили влияние открытости на когнитивные способности взрослых. Настоящее исследование расширило анализ, установив связь между накоплением когнитивных способностей и социальной мобильностью. Открытость опыту, безусловно, является движущей силой как когнитивных способностей, так и социальной мобильности во взрослом возрасте.

Результаты исследования показывают: обеспечение хорошей образовательной инфраструктуры имеет решающее значение для поддержки восходящей социальной мобильности. Немного непонятно, как образовательная инфраструктура может способствовать равенству возможностей в контексте разнообразия личности.

Личность часто считается в значительной степени стабильной, но открытость опыту может повыситься в результате вмешательства во взрослом возрасте, а негативные эмоции, связанные с невротизмом, могут быть уменьшены. Естественно, возникает вопрос, должны ли стремиться к изменению аспектов личности, или как можно работать с ключевыми заинтересованными сторонами для разработки любых вмешательств, направленных на повышение общественного благополучия.

В здоровой демократии можно предположить, что все ключевые заинтересованные стороны будут участвовать в той или иной форме структурированного диалога или обсуждения, чтобы прийти к единому мнению в отношении наилучшей политики. Данный идеал еще предстоит осуществить. Результаты исследования вносят некоторый вклад в социологию при любом таком обсуждении.

При переходе от описательной к прикладной социальной науке результаты предлагают возможные варианты вмешательства, где можно было проверить эмпирически. В частности, меры, направленные на расширение образовательных возможностей, снижение негативного влияния невротизма и поощрение большей открытости, могут способствовать восходящей социальной мобильности.


Поделиться
Междисциплинарное образование: ТОП-4 качества для достижения успеха в учебе и работе Previous post Междисциплинарное образование: ТОП-4 качества для достижения успеха в учебе и работе
Осознанность и принятие при хронической боли Next post Осознанность и принятие при хронической боли